Орнаменты османской империи. История, мотивы, символика.

Орнамент – фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим.
Доктор искусствоведения М.А. Некрасова.
 
Османский декоративный стиль - средоточие великих культур и цивилизаций, отразивший мировоззрение и лучшие изобразительные традиции Ближнего и Дальнего Востока. 
Значительная часть орнаментов османского декоративного искусства основана на символических и геометрических элементах, происхождение которых берет начало в древней Азии и Анатолийских цивилизациях. Это мотивы в виде пяти-, шести- и восьмиконечных звезд,  треугольник, круг, спираль, печать Соломона в различных вариациях.
Каждая из изображаемых фигур имела свое значение. Так, узел представлял собой соединение двух начал. В буддизме и мусульманской культуре узел трактовался как "узел счастья". Круг олицетворял солнце и всю небесную сферу, бесконечность и круговорот бытия. У мусульман круг олицетворял всевидящее Божье око. Квадрат отражал основы мироздания, то есть 4 стороны света. Спиралевидный орнамент являлся прототипом движения некоторых небесных тел.
 
 
Таким образом, геометрический дизайн (гирих) представлял собой общее космологическое изображение мира и вселенной. Источником вдохновения для османских художников служили сельджукские традиции, персидские, монгольской династии Тимуридов, дальнего востока и тюркменских государств.
 
Все орнаменты следуют одним и тем же архетипическим принципам. Эти принципы прослеживаются в биоморфных декоративных элементах разных культур по всему миру.
В центре биоморфных композиций Востока (ислими) находятся 3 ключевых элемента:
• Бесконечная спираль 
Движение спирали вдохновлено непрерывным круговоротом природы. 
Спираль берет начало из источника подобно растению, растущему из семени навстречу свету. Это центробежное движение отражает развитие творения, движение к бесконечности.
• Симметрия и структура
Как только изображен фрагмент спирали, он начинает повторяться, и заполняет всю поверхность стены или купола. Симметрия является фундаментом для построения гармоничного дизайна и иллюстрирует завершенность и совершенство, а также стремление к целостности.
• Ритм и баланс
 
Паттерны орнамента ислими покрывают поверхность подобно мозаике, четко следуя ритму и структуре. Ни один из элементов дизайна не выделяется и не главенствует; орнамент как будто вибрирует, совершая волнообразное движение подобно морю. Этот эффект создается путем повторения и тщательной компоновки элементов.
 
Один из самых известных разновидностей ислими называют “Руми” (термин, принятый в Турции и Персии). Руми – творение сельджуков из Центральной Азии, прототипом которого являются наскальные изображения животных и птиц азиатских охотников и турков-уйгуров. Завоевав Анатолию в 10 веке и приняв ислам, сельджуки стилизовали крылья и клюв птиц и создали на их основе дизайн Руми (означающий «румский», т.е. анатолийский). Этот мотив развивался и дополнялся в последующие века, распространяясь по всему исламскому миру.
 
В 1453 году Константинополь был завоеван турками-османами. Султаны поддерживали и развивали искусство при дворе, привлекали лучших художников из завоеванных стран и провинций. 
Среди прочего в придворных орнаментах были использованы  элементы византийской росписи. Так, исламский ислими – переработка византийского аканфа, превратившегося в изящные завитки, распространяющиеся по всей поверхности. 
 
На византийскую орнаментику же оказал влияние арабо-мусульманский стиль. Например, мотив аканфа приобретает зачастую арабский вид спирали с закрученными листочками и цветами, похожей на музыкальные ноты.
Византийская орнаментика собрала воедино  предшествующие орнаментальные традиции. Так, византийский орнамент – взаимодействие римской культуры и греческого эллинизма, индо-персидских влияний и арабско-мусульманского мира. Для орнаментов того времени характерна восточная насыщенность, изобильность, пышность. Сочные тона, изобилие деталей.  Византия вдохновлялась орнаментами Персии и в большом количестве заказывала персидские ткани. А византийские художники умело использовали стилизованные отдельные элементы этих паттернов в декоративной отделке зданий и помещений. 
В мастерских Стамбула 16 века расцветает гений придворных художников, и разрабатываются удивительные цветочно-растительные орнаменты, вдохновляющие людей по всему миру и по сей день. Это время называют османским Ренессансом. 
Натуралистичные цветочные композиции и изображения растений на керамике напоминают прекрасный райский сад. Цветочные орнаменты олицетворяют лежащий в основе порядок и целостность природы.
 
Излюбленными элементами цветочной росписи являются тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, амариллисы, цветы груши, персика, ирисы. Тюльпан, гвоздика и гиацинт -уроженцы степных и горных районов и их использование - отголосок искусства кочевников, которые составляли часть населения Малой Азии.
 
Тюльпан – олицетворение красоты и совершенства. Недаром этот цветок является символом Турции и является священным. Султаны придавали огромное значение понятию «райский сад» и красоте своего окружения и первые культивировали цветок, создав огромное количество новых сортов и разновидностей. Стамбульские тюльпаны считались тем красивей, чем выше и тоньше были лепестки. Их сравнивали с остриями сабель, с изгибом женских бровей или с изящными арабскими буквами.  17 век, стал «Эрой тюльпанов» в Турции, провозгласившей поклонение этому цветку.
 
Использование в росписях розы – цветка, необычайно популярного на всем Ближнем Востоке, и плода граната, согласно бытовавшим в этих странах воззрениям, символа райской жизни, следует ставить в связь со старыми традициями в искусстве Малой Азии.
Роза наряду с тюльпаном также считается священным цветком. В исламской религии кожа султана пахнет розами, а его пот – это «розовая вода» Подношение и распыление розовой воды отражает символизм этого верования.
 
Другой популярный элемент росписи, хатай, – пышный цветок, изображаемый в вертикальном срезе. Хатай был заимствован в китайском Туркестане и на основе его впоследствии в османской империи возник мотив росписи, изображающий хатай с остроконечными зазубренными листьями саз, антилоп, птиц и волшебных существ. Дизайн был разработан придворным персидским мастером Шах Кулу и означал по одной из версий мифический зачарованный лес у тюркских народов.
 
Изникской росписи 16 века присуща удивительная филигранность, сочность красок, мастерство исполнения. Живость и натуралистичность цветочных композиций создают эффект движения и изящества. Так исследователь Э.К.Кверфельдт, тонко чувствовавший прекрасное, отразил это довольно поэтично:
«На упругих стеблях рдеют махровые шапочки шиповника, сопровождаемые стройными и усатыми бутонами. В энергичном порыве рвутся ввысь пылающие тюльпаны, и их узкие, гибкие, заостренные листья подчеркивают всю силу движения. Торжествуют пламенеющие гвоздики, и вдруг откуда-то вырывается жидкий стебелек степного гиацинта со своими редко расположенными на кисти цветками в виде мелких звездочек, торопливо пересекая эту живую и упругую сетку из листьев и стеблей».
 
Наряду с изобразительной выразительностью в 18 веке каждый цветок в Османской империи заключал в себе поэтическое послание. Европейские путешественники того времени отмечали красоту языка цветов, существовавшего в Османской империи. Например, леди Уортли Монтэгью, удивительный тонкий и умный наблюдатель своего времени, писала об этом турецком обычае в письме своему английскому другу 16 марта 1718г:
«Нет ни одного цвета, цветка, травы, фрукта или растения, которое не описывалось бы в подобных стихах; и вы можете ссориться, упрекать, или послать письмо о своей страсти, дружбе или вежливости или даже новости, не обмакивая пальцы в чернила».
Так гвоздика означает: Я давно влюблен в тебя, но ты не знаешь об этом
Нарцисс: Сжальтесь над моей страстью
Роза: Будьте благословенны! Пусть все печали уйдут!
 
В османской дворцовой поэзии тюльпан, нарцисс, лилия или бутон розы – метафоры для описания глаз, языка, губ возлюбленного человека.
Османский декоративный стиль, культивировавшийся при дворе султанов, оказал огромное влияние на искусство Европы.
 
Фаянсовые изделия, изготовленные в Изнике и Стамбуле, распространялись по всей османской империи. Подмастерья становились мастерами, уезжали на родину и создавали мастерские, перенося изникский стиль на свои изделия. Турецкую изникскую роспись воссоздавали в Италии, Греции, Испании, Тунисе и пр. странах.
 
В этой связи и памятуя о том, какое культурное наследие лежит в основе изникской росписи Турции, можно с уверенностью утверждать, что:
"Чем больше различий мы ищем, тем больше сходства находим". 
Турецкие ковры, текстиль, керамика с  радующими глаз орнаментами являются частью материальной культуры Европы и Запада вот уже пол тысячелетия.
 
Богатство орнамента, включающего  небесный и земной рай, помогает донести послание, что отражая религиозную и культурную многогранность и тонкость османской цивилизации, османское искусство вместе с тем разговаривает с нами ясным и понятным языком. Концепция "других", ставшая причиной всех страданий и разрушений на политическом и поприще, к счастью исчезает, стоит нам понять нашу связь с другими культурами. 
Спустя века произведения османского искусства продолжают восхищать нас, кем бы мы ни были, к какой культуре бы ни принадлежали с актуальностью и свежестью, позволяющей всякому великому искусству преодолевать пространство и время, культуры и верования. Художники османской империи жили много веков назад, в иное время, но это были такие же люди, как и мы. То, что восхищало, вдохновляло и двигало ими, также восхищает, вдохновляет и двигает нами. Их послание красоты и мудрости 
звучит сквозь века как доказательство единства и объединяющей роли орнамента. 
 
автор: Казаковцева Ирина 
 
Литература:
Ю. Миллер «Художественная керамика Турции», 1972г.
Walter B.Denny «Iznik», 2010г.
Л.М.Буткевич  «История орнамента», 2003г.
Dr.Inci A.Birol; Prof.Dr. Cicek Derman “Motifler. Motifs in turkish decorative arts”, 2007г.
Статья «Biomorphic Art. The Art of Arabesque» Adam Williamson
 
 
 
Copyright © 2014-2018 "Авторская керамика Востока" является правообладателем размещенных на данном сайте фотографий товаров и контента. Полное или частичное воспроизведение материалов без согласия правообладателя является незаконным и возможно только с его разрешения.